Констатированная картина взаимодействия сигнальных систем при восприятии временных интервалов послужила В, Е. Котову-Хроменко отправным пунктом в изучении ориентировки ребенка среднего школьного Взаимодействие сигнальных систем возраста в прошлом, которая, как показали исследования, тоже представляет собою своеобразную картину взаимодействия первой и второй сигнальных систем. В ориентировке ребенка в прошлом значительную роль играют моменты первосигнального характера: количество событий, быстрота изложения материала, длительность восприятия, которые с возрастом уступают свое место влияниям второсигнальным.
Как убедительно показывает автор, оценка продолжительности прошлого у ребенка очень часто выступает как условный рефлекс на один из этих конкретных раздражителей, так как в обычных условиях между ними, с одной стороны, и отражением длительности—с другой, устанавливаются временные связи [17]. Чем дети старше, тем больший удельный вес в их ориентировке в прошлом принадлежит раздражителям второсигнального характера. Это—различного рода знания (фактов, связей, дат), временные понятия, временные ориентиры, которые являются важным условием адекватного отражения длительности у человека.
Второсигнальные возможности мобилизуются с большой активностью в тех случаях, когда отражение продолжительности прошлого выступает как определенно поставленная задача. В этих случаях ориентировка в прошлом приближается к определенной деятельности, со всеми ее характерными особенностями. Вопрос о временной перспективе школьника освещается в диссертации А. А. Ефимовой, которая ставит перед собой задачу выяснить «глубину исторического времени» у детей младшего школьного возраста. Автор работы, выполненной под руководством Б. Г. Ананьева, приходит к выводу, что ориентировка ребенка во времени носит на первых порах характер «чувственного восприятия времени», складывающегося на основе «периодичности окружающих явлений и собственной деятельности ребенка», в которой возникают условные рефлексы на время. В школьном периоде в этом отношении приобретает значение режим, который «заставляет ребенка все суточное время делить на строго определенные отрезки времени». Что касается ориентировки в историческом прошлом, то оно формируется у школьника под непосредственным влиянием обучения: усвоения исторической терминологии, изучения событий в связях и хронологической последовательности, усвоения хронологических дат, которые выполняют сигнальную функцию.
Как убедительно показывает автор, оценка продолжительности прошлого у ребенка очень часто выступает как условный рефлекс на один из этих конкретных раздражителей, так как в обычных условиях между ними, с одной стороны, и отражением длительности—с другой, устанавливаются временные связи [17]. Чем дети старше, тем больший удельный вес в их ориентировке в прошлом принадлежит раздражителям второсигнального характера. Это—различного рода знания (фактов, связей, дат), временные понятия, временные ориентиры, которые являются важным условием адекватного отражения длительности у человека.
Второсигнальные возможности мобилизуются с большой активностью в тех случаях, когда отражение продолжительности прошлого выступает как определенно поставленная задача. В этих случаях ориентировка в прошлом приближается к определенной деятельности, со всеми ее характерными особенностями. Вопрос о временной перспективе школьника освещается в диссертации А. А. Ефимовой, которая ставит перед собой задачу выяснить «глубину исторического времени» у детей младшего школьного возраста. Автор работы, выполненной под руководством Б. Г. Ананьева, приходит к выводу, что ориентировка ребенка во времени носит на первых порах характер «чувственного восприятия времени», складывающегося на основе «периодичности окружающих явлений и собственной деятельности ребенка», в которой возникают условные рефлексы на время. В школьном периоде в этом отношении приобретает значение режим, который «заставляет ребенка все суточное время делить на строго определенные отрезки времени». Что касается ориентировки в историческом прошлом, то оно формируется у школьника под непосредственным влиянием обучения: усвоения исторической терминологии, изучения событий в связях и хронологической последовательности, усвоения хронологических дат, которые выполняют сигнальную функцию.